«Молодежь и наука»
Международный аграрный научный журнал

Уральский государственный аграрный университет

Iowa State University of Science and Technology


Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ)
Журнал включен в базу данных периодических изданий Ульрих
(Ulrich's Periodicals Directory)

ISSN 2308-0426

Материалы для бесплатной публикации отправлять сюда: m-nauka@mail.ru

ВЫЯВЛЕНИЕ ТОЧЕК КРИЗИСА В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КЛАСТЕРНОГО АНАЛИЗА

Авторы

С.А. Пинигин, магистрант ФГБОУ ВО «Уральский ГАУ» (Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42)

В работе рассмотрены основные направления применения кластерного анализа как одного из методов современного количественного анализа в задачах обоснования управленческих решений. Показано, что кластерный анализ может быть применѐн в исследовании систем управления для группировки (типологии, классификации) объектов в относительно однородные группы. Характер образования кластеров обусловлен поставленными в исследовании целями и задачами.

Разработаны основные положения методики выявления точек кризиса в управлении предприятиями в системе агропромышленного комплекса. Проведѐн экспертный опрос и апробирована методика исследования с целью использования полученных нами показателей для индикации кризисной ситуации молокоперерабатывающих предприятий Свердловской области. Получены сводные результаты анализа 20 предприятий АПК Свердловской области на наличие или отсутствие кризиса в управлении. Выявлено, что разбиение на 3-4 кластера устойчиво выделяет явно кризисные объекты, а при 4-х кластерном разбиении выделяет и группу особенно благополучных объектов. Полученные в результате кластерного анализа данные позволили нам предложить совокупность мероприятий и алгоритм реализации программы антикризисного управления на предприятии агропромышленного комплекса .

Ключевые слова

кластер, кластерный анализ, агропромышленный комплекс, кризис, антикризисное управление, программа антикризисного управления.

Список литературы

1. Tryon R.C., Bailey D.E. Cluster analysis. New York : McGraw-Hill, 1970. 143 рр.

2. Малхотра Н.К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство. 3-е изд. М.

: Изд. Дом. «Вильямс», 2002. 960 с.

3. Астратова Г.В., Рущицкая О.А. Маркетинг на рынке органических продовольствен-

ных товаров : учебное пособие. В 2 чч. Екатеринбург, 2016. 616 с.

4. Астратова Г.В., Климук В.В., Рущицкая О.А. Маркетинговые исследования на рынке

органических продовольственных товаров. Особенности использования графического анали-

за : научная монография // под общей и научной редакцией д.э.н., профессора Г.В. Астрато-

вой. Екатеринбург : Издательский дом «Ажур», 2016. 160 с.

5. Рущицкая О.А., Кружкова Т.И., Рущицкая О.Е. Проблемы финансирования предпри-

ятий АПК // Аграрный вестник Урала. 2015. № 6 (136). С. 85–86.

6. Рыбаков Е.А. Преодоление кризисных процессов в развитии учреждений среднего

профессионального образования (на примере учреждений СПО Свердловской области) :

дисс. … канд. экон. наук. Екатеринбург, 2007. 166 с.

7. Семин А.Н. Инновационное и стратегическое направление развития АПК: вопросы

теории и практики. Екатеринбург : Изд-во УралГАХА, 2006. 224 с.

8. Масленников А.Г. Использование методов математической статистики при приобретении

знаний интеллектуальными системами // Наука – производству. 2000. № 11 (36). С. 57–58.

9. Сошникова Л.А., Тамашевич В.Н., Уебе Г., Шеффер М. Многомерный статистический

анализ в экономике / под ред. проф. В.Н. Тамашевича. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 1999. 598 с.

10. Справочник по теории вероятностей и математической статистике / под ред. В.С. Ко-

ролюка. Киев : Наука, 1978.

11. Куликова Е. С. Территориальный маркетинг как элемент равновесия экономических

интересов региона // Аграрный вестник Урала. 2015. № 2. С. 84–88.

12. Куликова Е. С. Территориальный маркетинг: теория, методология практика. Екате-

ринбург : УрГАУ, 2015. 463 с.

Скачать статью в PDF

Вернуться к выпуску

Bg-2